НАЗАД
НАЗАД
Специальный проект VII Московской Международной биеннале молодого искусства и Музея Транспорта Москвы
В рамках первой части Основного проекта Московская Международная биеннале молодого искусства и Музей Транспорта Москвы представляют совместную коллаборацию при участии четырех молодых художников. Паблик-арт проект появился на единственном в Москве троллейбусном маршруте — «Музейном маршруте Т». Проект Музея и биеннале задействовал три остановки (Метро Комсомольская, Метро Красносельская и Ольховская улица), а также один из троллейбусов музейной линии. Маршрут «Т» — это открытая музейная площадка в движении, посвященная легендарному виду транспорта, который прослужил городу 87 лет. Организатором этого уникального проекта является Музей Транспорта Москвы. Московский троллейбус — важная часть культурного кода жителей города, и Музей Транспорта Москвы активно поддерживает музейный и исследовательский статус маршрута, наполняя его новыми смыслами.

Художники Игорь Самолет, Алина Глазун, Алиса Омельянцева и Рома Богданов, представившие работы на фасадах Музея Москвы, продолжают работать в городской среде. Каждый из арт-объектов позволяют пассажирам московского транспорта и жителям города увидеть привычную городскую среду глазами молодых креаторов и ответить на вопросы: какие возможности открывает перед нами город и его инфраструктура? Как мы взаимодействуем с ними, воспринимаем ли окружающий мир через собственные переживания? Ищем ли в отражении себя?

Видеоэкскурсию по паблик-арт проектам провели директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко, комиссар биеннале Алексей Новосёлов и авторы работ. Приятного просмотра!
НАЗАД
«Каждую из работ совместного проекта Музея и Московской Международной биеннале молодого искусства можно увидеть как отдельный арт-объект, а также как элемент цельного высказывания о роли транспорта в жизни современного горожанина. Именно транспорт, буквально вплетенный в ткань города, играет роль незаметного, но незаменимого персонажа, а инфраструктура становится настоящим галерейным пространством.

Мы открыты к диалогу c представителями креативных специальностей и коллегами из культурных институций, потому что Музей Транспорта вдохновлен не только инфраструктурой города, но и теми процессами и явлениями, что движут Москвой»
«Каждую из работ совместного проекта Музея и Московской Международной биеннале молодого искусства можно увидеть как отдельный арт-объект, а также как элемент цельного высказывания о роли транспорта в жизни современного горожанина. Именно транспорт, буквально вплетенный в ткань города, играет роль незаметного, но незаменимого персонажа, а инфраструктура становится настоящим галерейным пространством.

Мы открыты к диалогу c представителями креативных специальностей и коллегами из культурных институций, потому что Музей Транспорта вдохновлен не только инфраструктурой города, но и теми процессами и явлениями, что движут Москвой»

Оксана Бондаренко
Директор Музея Транспорта Москвы

Оксана Бондаренко
Директор Музея Транспорта Москвы
НАЗАД
О работах
Алина Глазун
[1988, Россия]
Все разминулись. 2020

Тысячи жителей Москвы торопятся, бегут, опаздывают. Транспорт — наш главный помощник в большом городе. Мы все не любим ждать, ожидание — одно из некомфортных состояний, ведь оно создает помехи в нашей привычной парадигме, ситуацию спешки и погони.

Фраза-лайтбокс «Все разминулись» описывает несостоявшуюся встречу, но разминуться можно не только с кем-то, но и с самим с собой. Мы растворяемся в темпоритме города, встраиваемся в социальные шаблоны, осваиваем нормы и стандарты, но при этом мы перестаем ощущать себя, различать себя в потоке повседневности, не чувствуем себя здесь и сейчас. Вопрос «кто я?» требует замедления, которое мы не можем или не хотим себе позволять. Можно ли не разминуться и наконец встретиться с самим собой? И кого я встречу внутри себя? Скромные светящиеся буквы остановки позволят нам хоть на долю секунды остановиться и поразмышлять о себе самом.

Остановка "Ольховская улица"
ул. Нижняя Красносельская, дом 40 строение 3

Рома Богданов
[1986, Россия]
Видимость присутствия. 2020

Эволюция техники и цифровые коммуникации меняют нашу повседневность, стирая границы между реальным и виртуальным миром. В том числе современная техника архивирует и контролирует присутствие человека как в оцифрованном, так и в реальном пространстве.

Образ незримого Другого, наблюдающего за происходящим, рассматривается в масс-медиа, как довольно частый прием для обозначения присутствия контроля, или его видимости. Повсеместное размещение камер уличного наблюдения приводится как яркий тому пример. При этом присутствие на рынке техники муляжных вариантов камер наружного наблюдения усиливает разрыв между функциональным назначением объекта и создаваемым им эффектом.

В проекте «Видимость присутствия» использованы муляжи камер наблюдения. Хаотично расставленные на крыше остановочного павильона, так называемые обманки начинают напоминать стаю городских голубей, окончательно стирая границы образов и делая их структуру проницаемой для наполнения смыслами.

Остановка "Метро Красносельская"
ул. Краснопрудная, дом 22-24

Игорь Самолет
[1984, Россия]
Без названия. 2020

Надпись представляет собой фразу из дневника художника, сделанную во время вынужденной самоизоляции в мае этого года в Москве. В тот момент казалось, что время замедлило ход, Москва стала тихой и пустой, на остановках никто никого не ждал. Все коммуникации перенеслись в цифровую среду, стримы (прямые эфиры) стали аналогом живого общения, где люди вместе пекли пироги, встречали дни рождения, танцевали, работали — все это происходило на дистанции и через экраны смартфонов. Цифровая среда, заменила нам физическую, мы почти перестали выходить на улицу, цифровизация проникла во все сферы человеческой жизни и сформировала собственную культуру и явления. С этой культурой и работает Игорь Самолет, фиксируя в проекте через личный документ те обстоятельства, в которых пребывал весь мир в 2020 году.

Остановка «Метро Комсомольская»
Комсомольская площадь, вал 2 строение 1
Алиса Омельянцева
[1997, Россия]
Контакты. 2020

Работа «Контакты» является продолжением проекта «Настройки Экрана», который Алиса Омельянцева представила на внутреннем фасаде Музея Москвы в рамках Биеннале молодого искусства. Покрытый светоотражающей тонировочной пленкой, фасад музея превратился в некое зеркало Гезелла*, а помещение за ним — в пространство для наблюдения. В отличие от здания музея, изначально объединяющего в себе выставочное и публичное пространство, троллейбус — даже представляющий музейный маршрут — в первую очередь имеет утилитарную функцию и оставляет свободу вовлечённости в проект.

Кроме данного текста, интерьер троллейбуса остается неизменным, произведение находится снаружи, а взаимодействие с работой происходит через окна-экраны, занимающие дозволенные 30% площади обзора. Пассажирам предоставляется возможность выбора — занять обычные места или стать зрителем, находящимся внутри пространства инсталляции. Следуя по музейному маршруту-экспонату, зритель может сам стать частью произведения. Зрителем может стать любой пассажир.
*поверхность, выглядящая как зеркало с одной стороны и как затемненное стекло — с противоположной.
НАЗАД
«В этом году для Московской международной биеннале молодого искусства одним из приоритетных направлений работы стали инициативы по усилению присутствия современного искусства в городской среде. Партнерство с Музеем Транспорта Москвы продолжает нашу общую миссию — исследовать взаимодействие города и его жителей, предоставляя молодым художникам и современному искусству создавать открытый диалог с публикой, расширяя, тем самым, границы общественного пространства. Паблик арт, в свою очередь, меняет структуру города, делая его открытым для каждого»
«В этом году для Московской международной биеннале молодого искусства одним из приоритетных направлений работы стали инициативы по усилению присутствия современного искусства в городской среде. Партнерство с Музеем Транспорта Москвы продолжает нашу общую миссию — исследовать взаимодействие города и его жителей, предоставляя молодым художникам и современному искусству создавать открытый диалог с публикой, расширяя, тем самым, границы общественного пространства. Паблик арт, в свою очередь, меняет структуру города, делая его открытым для каждого»
Алексей Новосёлов
Комиссар VII Московской международной
биеннале молодого искусства

Алексей Новосёлов
Комиссар VII Московской международной биеннале молодого искусства
НАЗАД
Московская международная биеннале молодого искусства — масштабный проект в области современного искусства в России. Задачи Биеннале — открытие новых имен, поддержка и стимулирование творческих инициатив художников и кураторов нового поколения, создание условий для их публичного высказывания и, как следствие, развитие среды современного искусства и международной интеграции. Московская международная биеннале молодого искусства проходит с 2008 года. Начало проекту положили ежегодный фестиваль молодого искусства «Стой! Кто идет?» (проводился Государственным центром современного искусства (ГЦСИ) ежегодно с 2002 по 2006 год) и выставка молодого искусства «Мастерская» (проводится Московским музеем современного искусства ежегодно с 2001 года по настоящее время). Проект активно развивается и продолжает поиск новых направлений в сфере поддержки молодого искусства, вовлекая в проект культурные институции, заинтересованные в развитии молодого искусства, а также работая с городской средой. VII Московская международная биеннале молодого искусства состоит из конкурсной программы Основного проекта, специальных проектов, образовательной программы, региональной программы портфолио-ревю и проектов параллельной программы. Расписание онлайн-программы, ищите на сайте youngart.ru.
Специальный проект VII Московской международной биеннале молодого искусства и Музея Транспорта Москвы

Маршрут Т

Художники:
Рома Богданов, Алина Глазун, Алиса Омельянцева, Игорь Самолет

Авторы идеи:
Алексей Новосёлов и Инна Ганс

Команда проекта:
Дмитрий Лапшов
Полина Лаптырев


VII Московская международная биеннале молодого искусства

Комиссар:
Алексей Новоселов

Исполнительный директор:
Алина Тахоева

PR и коммуникации:
Вероника Кандаурова

Графический дизайн:
Лена Погодина
Владимир Кунц


Музей Транспорта
Москвы


Директор:
Оксана Бондаренко

Продюсер:
Анастасия Лапинь

PR и коммуникации:
Дарья Волкова
Александра Кузнецова

Отдельная благодарность:
Медиацентру Департамента Транспорта за организацию съемок

Московский музей современного искусства

Директор:
Зураб Церетели

Исполнительный директор:
Василий Церетели

Первый заместитель директора:
Манана Попова

Организаторы выражают отдельную благодарность за помощь в организации проекта:
Анне Трапковой, Екатерине Первенцевой, Алексею Уманскому, Никите Макарову, компании Склевер и лично Александру Семенову
Информационные партнеры
Made on
Tilda